Отчеты
ОТЧЕТ
о работе Ассоциации экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации Южного федерального округа «Юг» за 2015 год


Выполняя основные цели и задачи по социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, входящих в Ассоциацию «Юг», руководствуясь Уставом, Регламентом, планом работы Ассоциации на 2015 год, решениями Совета Ассоциации, Исполнительный комитет Ассоциации осуществляет постоянную работу по реализации плана работы Ассоциации и принятых решений Советом Ассоциации.
Исполнительным комитетом Ассоциации совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ, входящих в Ассоциацию, разработан, Председателем Совета Ассоциации утвержден план работы Ассоциации на 2015 год. Решениями Совета Ассоциации от 13 апреля 2015 года утверждены годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс Ассоциации «Юг» за 2014 год, бюджет Ассоциации на 2016-2018 гг., созданы дополнительные координационные советы Ассоциации по направлениям деятельности:
- Координационный совет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
- Координационный совет по науке и образованию;
- Координационный совет по физической культуре и спорту;
- Координационный совет по виноградарству и виноделию.
В настоящее время в структуру Ассоциации входят 14 координационных советов по направлениям деятельности, сформированы составы координационных советов Ассоциации из представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, входящих в Ассоциацию «Юг».
Председателям координационных советов разосланы Положение о Координационном совете, Положение о Председателе Координационного совета, план работы Ассоциации на 2015 год.
Во исполнение Послания Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию РФ от 4 декабря 2014 года Исполнительным комитетом Ассоциации разработан план мероприятий, направленный на реализацию ежегодного послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ. В план мероприятий включены вопросы:
- организация и проведение в субъектах РФ – членов Ассоциации соревнований по инженерным и рабочим профессиям;
- о внедрении в субъектах РФ национального рейтинга инвестиционного климата;
- программ импортозамещения в субъектах РФ;
- рассмотрение на заседаниях координационных советов Ассоциации майских Указов Президента РФ;
- рассмотрение антикризисных планов субъектов РФ – членов Ассоциации на заседаниях координационных советов Ассоциации.
Исполнительным комитетом Ассоциации совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ велась постоянная работа по реализации вопросов, включенных в план мероприятий, принимаемых мерах членами Ассоциации по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ.

Так, например, Министерством образования и науки Республики Адыгея для студентов профессиональных образовательных организаций проводятся олимпиады профессионального мастерства. Олимпиады проводятся в три этапа:
1 этап – октябрь – внутритехникумовские и внутри колледжные, проводятся на базе профессиональных образовательных организаций;
2 этап – с ноября по декабрь – республиканские олимпиады профессионального мастерства;
3 этап – в соответствии с графиком проведения заключительных этапов Всероссийских олимпиад профессионального мастерства.
С 22 по 24 апреля 2015 года в Чувашской Республике на базе АУЧРСПО Кашарский транспортно-энергетический техникум проводилась Всероссийская олимпиада профессионального мастерства среди обучающихся профессиональных образовательных организаций по профессии Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
В данной олимпиаде принял участие Шопин Владимир, студент государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Республики Адыгея «Майкопский индустриальный техникум» победитель республиканской олимпиады профессионального мастерства. Владимир набрал 77 баллов (победитель – 84 балла).

В соответствии с постановлением Правительства Республики Калмыкия от 6 августа 2013 года № 382 в Республике Калмыкия проводится ежегодный конкурс «Лучший специалист по охране труда».

В Астраханской области соревнования по инженерным и рабочим профессиям в текущем году проведены конкурсы профессионального мастерства:
1. В строительной отрасли – по номинациям: «Лучший каменщик», «Лучший штукатур», «Лучший сварщик», «Лучший архитектор».
2. В дорожной отрасли – по номинациям: «Лучший дорожный рабочий», «Лучший механизатор», «Лучший помощник», «Лучший мастер».
3. В сельскохозяйственной отрасли: «Лучший пахарь», «Лучший сборщик овощей», «Лучший оператор машинного доения», «Лучший оператор искусственного осеменения крупного рогатого скота».
Кроме того, с целью повышения мотивации к трудовой деятельности по прикладным профессиям и престижа рабочих профессий Правительство Астраханской области планирует развивать в регионе олимпиадное движение в сфере профессионального мастерства путем вступления в Союз «Агентство развития профессиональных сообществ рабочих кадров «Worldskills Russia». В настоящее время готовится проект Дорожной карты по реализации движения «Worldskills Russia» в Астраханской области. Вступление в олимпиадное движение профессионального мастерства планируется в 2016 году.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 г. № 1011 «О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии», постановлением Губернатора Волгоградской области от 09.11.2012 г. № 1089 «О ежегодном Волгоградском областном конкурсе «Инженер года», постановлением Губернатора Волгоградской области от 05.12.2012 г. № 1204 «О ежегодном Волгоградском областном конкурсе «Лучший по профессии» на территории Волгоградской области проводится региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Лучший по профессии», Волгоградский областной конкурс «Лучший по профессии» и Волгоградский областной конкурс «Инженер года».
Ежегодно Администрация Волгоградской области совместно с Региональным объединением работодателей «Союз промышленников и предпринимателей Волгоградской области», Территориальным объединением организаций профсоюзов Волгоградской области «Волгоградский областной Совет профессиональных союзов» организует проведение конкурсов.

В Ростовской области ежегодно, начиная с 2011 года, Минпромэнерго области проводится работа по отбору кандидатов и присвоению звания «Лучший инженер Дона» в соответствии с постановлением Правительства области от 10.11.2011 г. № 123. Лауреатам звания вручается наградной знак, диплом, подписанный Губернатором Ростовской области, и выплачивается денежная премия в размере 100,0 тыс. рублей за счет средств областного бюджета. Кроме того, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.2011 г. № 1011 «О Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Лучший по профессии» проводятся мероприятия по организации и проведению регионального этапа конкурса по номинациям, ежегодно утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Так, в 2015 году проведены региональные конкурсы профессионального мастерства по номинациям «Лучшая швея» и «Лучший слесарь механосборочных работ». В профессиональных училищах, техникумах, колледжах Ростовской области проводятся региональные этапы олимпиад по рабочим профессиям.

В деятельности Исполнительного комитета важное внимание уделено работе по внедрению Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации Южного федерального округа (далее – Рейтинг). Система показателей Рейтинга разработана с учетом опыта мировых аналогов, которые оценивают усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса. Результаты выявляют лучшие практики госуправления в регионах, которые могут послужить моделью для других субъектов РФ. В текущем году учтён опыт пилотной апробации Рейтинга в 2014 году.
Рейтинг состоит из 50 показателей, которые группируются по 18 факторам, которые в свою очередь группируются в 4 направления:
А. Регуляторная среда
Б. Институты для бизнеса
В. Инфраструктура и ресурсы
Г. Поддержка малого предпринимательства
На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2015), где представлены были результаты по итогам этого года, Президент Российской Федерации Владимир Путин в части международного сотрудничества обозначил основные направления работы, которые будут касаться кооперации российских и международных партнеров, формирования новых совместных предприятий, трансферта технологий в Россию, который неизбежно связан с формированием необходимых компетенций. Рейтинг для иностранных инвесторов стал одним из серьезных навигаторов и инструментов для принятия решения о реализации инвестиционных проектов в том или ином регионе России, отмечалось экспертами. Принимая во внимание данные Рейтинга, российский рынок выступает в качестве интересного и привлекательного для бизнеса. Внедрение в ЮФО рейтинговой системы имеет ряд перспектив с учетом значительных возможностей внутреннего спроса и способствует более активному вхождению иностранных инвесторов в южно-российскую экономику.
Используя ориентиры Рейтинга, большинство регионов ЮФО активизировали свою деятельность по привлечению инвестиций. В число регионов с комфортными условиями для бизнеса входят Краснодарский край и Ростовская область, при том, что общее количество участников 76 и распределены они были по пяти группам.
Выявляя лучшие управленческие решения на уровне субъектов, система, созданная Рейтингом, дает возможность брать и внедрять готовые наработки.
Пример лучшей региональной практики реализовала команда Донского края. Ростовская область, это один из немногих регионов, которому удалось на уровне муниципалитетов за три месяца сократить сроки подключения ко всей инфраструктуре (получение разрешения на строительство, подключение к электросетям, газу) с 340 дней до 60-90 дней. Этого удалось достигнуть благодаря открытию института повышения финансовой грамотности предпринимателей, коворкинг – центра, во многих муниципальных образованиях области работают многофункциональные центры для бизнеса, которые действуют по принципу «одного окна», существенно экономя время и средства предпринимателей.

Работа по внедрению Рейтинга показала, что отмечается улучшение настроения бизнеса, наблюдается положительная динамика показателей Рейтинга в отношении оценки тех мер, которые реализуются руководством субъектов Юга России. По отдельным показателям Рейтинга существенных успехов достигли управленческие команды Астраханской области, Республики Адыгеи.

Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея разработан План мероприятий («Дорожная карта») по внедрению в Республике Адыгея лучших управленческих практик национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ совместно с органами исполнительной власти Республики Адыгея. Создана рабочая группа распоряжением Кабинета министров Республики Адыгея от 24 марта 2015 года № 56-р «О рабочей группе по разработке плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению в Республике Адыгея лучших управленческих практик национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации». В адрес Агентства стратегических инициатив направлен перечень респондентов, на основе которого будет проводиться оценка состояния инвестиционного климата в Республике Адыгея.

Министерство экономики и торговли Республика Калмыкия совместно с органами исполнительной власти Республики подготовлена Дорожная карта (План) по внедрению лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Республике Калмыкия. Мероприятия данного плана направлены на сокращение процедур по выдаче разрешений на строительство, подключение к электросетям, финансовую поддержку малого предпринимательства и т.д.
В настоящее время по направлению А «Регуляторная среда» принято постановление Правительства Республики Калмыкия от 20 ноября 2014 года № 417 о внесении изменений в постановление Правительства Республики Калмыкия от 11 июня 2013 г. № 293 «О государственной программе «Развитие жилищного строительства в Республике Калмыкия» на 2013-2017 гг.» в части дополнения подпрограммой «Разработка региональных нормативов градостроительного проектирования в Республике Калмыкия».
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31 марта 2015 года № 127 утверждены перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство на территории Республики Калмыкия.
13 апреля 2015 года в рамках направления Б «Институты для бизнеса» принят Закон Республики Калмыкия «О парках развития экономической деятельности в Республике Калмыкия» и в рамках направления В «Инфраструктура и ресурсы» выполнено:
- принят Закон Республики Калмыкия «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Калмыкия в сфере налогообложения»;
- принят закон Республики Калмыкия «Об установлении налоговой ставки в размере 0 процентов для индивидуальных предпринимателей при применении упрощенной системы налогообложения и (или) патентной системы налогообложения на территории Республики Калмыкия».
В рамках направления Г «Поддержка малого бизнеса» выполнено:
- за период с января по март 2015 года органами службы занятости Республики было проведено 9 ярмарок вакансий учетных и рабочих мест. В ярмарках приняли участие 853 посетителя, из них трудоустроено – 344 человека.

Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 6 апреля 2015 года № 146-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») и образовании рабочей группы (Проектного офиса) по внедрению в Краснодарском крае лучших управленческих практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ». Утвержден соответствующий План мероприятий, систематизирующий и структурирующий алгоритм деятельности всех заинтересованных органов власти в рамках работы по улучшению инвестиционного климата в крае. Распоряжение определяет основные направления, на которых необходимо сконцентрировать усилия региональных властей для улучшения инвестиционного климата в крае и включает в себя 45 мероприятий. Так, в частности, предлагается комплекс мероприятий, на стандартизацию перечня процедур и сроков получения технологических условий на подключение к объектам инженерной инфраструктуры (водоснабжение и водоотведение, энергетические сети), а также необходимых разрешений на строительство и ввод объектов в эксплуатацию.

В целях улучшения инвестиционного климата в Астраханской области на примере лучших практик регионов РФ распоряжением Правительства Астраханской области от 03.12.2014 г. № 517-Пр утверждена Дорожная карта по улучшению инвестиционного климата в Астраханской области, предусматривающая реализацию мероприятий по следующим направлениям:
1. Повышение эффективности процедур регистрации юридических лиц.
2. Повышение эффективности процедур по выдаче разрешений на строительство.
3. Повышение эффективности процедур по регистрации прав собственности юридических лиц и ИП на недвижимое имущество (кроме прав собственности на земельный участок).
4. Повышение эффективности процедур по выдаче прочих разрешений и лицензий.
5. Повышение эффективности процедур по подключению к электросети.
6. Повышение эффективности институтов, обеспечивающих защищенность бизнеса.
7. Совершенствование работы организационных механизмов поддержки бизнеса.
8. Повышение уровня качества информационной поддержки инвесторов и бизнеса.
9. Повышение уровня качества и доступности инфраструктуры.

Волгоградская область принимает активное участие в национальном рейтинге инвестиционного климата субъектов РФ. В области сформирована рабочая группа, члены которой приняли участие в обучающих мероприятиях, связанных с полномасштабным развертыванием Рейтинга и последующего внедрения лучших практик (г.Москва, 27-29 октября 2014 г.). Профильными органами исполнительной власти подготовлены проекты «дорожных карт» внедрения лучших практик по четырем направлениям:
- региональная организация по привлечению инвестиций и работа с инвесторами;
- сокращение сроков получения заключения государственной экспертизы;
- технологическое присоединение к электрическим сетям;
- эффективность поддержки предпринимательства и инфраструктурная поддержка предпринимательства.

Ростовская область вошла в число «пилотных» регионов России, включенных в Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, проводимый Агентством стратегических инициатив, по результатам которого заняла 11 место.
Основные мероприятия «дорожной карты» Ростовской области направлены на улучшение следующих показателей Национального рейтинга:
- эффективность процедур по регистрации прав собственности;
- эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство;
- эффективность процедур по подключению электроэнергии;
- наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты прав инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности;
- эффективность института оценки регулирующего воздействия в субъекте Российской Федерации;
- эффективность работы специализированной (уполномоченной органом власти) организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами в субъекте Российской Федерации;
- оценка качества телекоммуникационных услуг;
- доля кредитов, выданных малым и средним предприятиям коммерческими структурами под поручительство региональных фондов в общем объеме кредитования;
- количество многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляющих услуги субъектам малого предпринимательства, в расчете на 1 тыс. субъектов малого предпринимательства в субъекте Российской Федерации.

В целях содействия импортозамещению в Республике Адыгея утвержден распоряжением Кабинета министров Республики Адыгея от 30.01.2015 г. № 9-р План мероприятий по содействию импортозамещению в Республике Адыгея на 2015-2016 годы (далее-План).
В соответствии с данным Планом в Республике определен перечень основных видов продукции, производство которой способствует снижению зависимости отраслей экономики от поставок импортной продукции, а также наиболее крупных товаропроизводителей, осуществляющих её производство:
- сыры, масло сливочное - ОАО Молочный завод «Гиагинский», ООО «Красногвардейский молочный завод», ООО «Тамбовский», ООО «Молзавод Новый»;
- масло растительное - ООО «Мамруко», ООО «Гиагинский, маслоперерабатывающий комплекс»;
- свинина - ЗАО «Киево-Жураки АПК»;
- яблоки - ООО «Агро-Центр»;
- овощи (томаты, огурцы) - ЗАО «Радуга»;
- гипсовые сухие строительные смеси, гипс строительный - ООО «Майкопгипсстрой», ООО «Планета ГИПС»;
- комплектные приводные механизмы, редукторы, мотор-редукторы, мотор-барабаны, мультипликаторы, муфты, станции смазки к приводам, рамные конструкции - ОАО «ЗАРЕМ»;
- крано-манипуляторные установки - ОАО «Майкопский машиностроительный завод» и др.
С этими товаропроизводителями ведется проработка вопроса расширения их деятельности и увеличения объемов производства.

Распоряжением Правительства Республики Калмыкия от 27.11.2014 г. № 401-р утвержден план мероприятий по содействию импортозамещению на 2014-2015 годы, предусматривающий комплекс мероприятий, направленных на развитие региональной товаропроводящей инфраструктуры и улучшения доступности для населения свежих продуктов питания организация ярмарок сельскохозяйственной продукции, в том числе создание сети кооперативных откормочных площадок и мини-откормочных площадок для граждан, ведущих личные подсобные хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств, создание комплексной лаборатории по оценке качества шерсти, информирование субъектов малого и среднего предпринимательства Республики Калмыкия о принимаемых мерах по вопросам развития сферы промышленного производства в сельском хозяйстве, в том числе оказания услуг по содействию в сфере маркетинга (брендирование продукции) посредством размещения соответствующей информации т-та официальных интернет порталах, повышение эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения за счет ввода в эксплуатацию мелиорируемых земель; предотвращения выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий; защиты земель от ветровой и водной эрозии, опустынивания, затопления и подтопления и т.д.
На федеральном уровне в сфере развития агропромышленного комплекса Правительство Российской Федерации утвердило постановление от 19 декабря 2014 года №1421, которым вносятся изменения в Федеральную Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 годы.
Подписанным постановлением в госпрограмму добавлены новые подпрограммы: «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства», «Развитие молочного скотоводства», «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства», «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания», «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса».
В рамках указанных подпрограмм включены в Госпрограмму дополнительные мероприятиями и мерами поддержки развития агропромышленного комплекса, которые в том числе нацелены на ускоренное импортозамещение отечественной продукцией на внутреннем рынке:
Новой редакцией Государственной программы развития сельского хозяйства от 19 декабря 2014 года предусмотрено возмещение до 20% затрат при строительстве и модернизации тепличных комплексов, селекционно-семеноводческих центров, картофелехранилищ, овощехранилищ и плодохранилищ, а также при создании оптово-логистических центров.
В настоящее время Минсельхозом разработан и находится на согласовании с заинтересованными ведомствами проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК.

Исполнительными органами государственной власти Краснодарского края в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам Государственного совета Российской Федерации от 18 сентября 2014 года № Пр-2463-ГС разработан план мероприятий («дорожная карта») содействия импортозамещению в Краснодарском крае на среднесрочную перспективу (далее - План).
План утвержден распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 марта 2015 года № 95-р «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») по импортозамещению в Краснодарском крае на среднесрочную перспективу».
Реализация мероприятий Плана не предусматривает расходования дополнительных средств из краевого бюджета.
Вышеуказанный План состоит из 65-ти мероприятий, сгруппированных в следующие разделы:
1. Институциональные меры, направленные на создание условий по импортозамещению в Краснодарском крае;
2. Отраслевые меры, направленные на создание условий по импортозамещению в Краснодарском крае;
3. Содействие развитию предпринимательской деятельности в Краснодарском крае.
План включает в себя следующие направления:
1. Содействие импортозамещению в виноградарской (винодельческой) отрасли
В целях содействия импортозамещению в виноградарской (винодельческой) отрасли в плане предусмотрена реализация 6 мероприятий, направленных:
- на подготовку законодательных инициатив, предусматривающих снижение налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты;
- на расширение государственной поддержки и обучение передовым технологиям выращивания виноградников хозяйствующих субъектов;
- на организацию почвенных обследований земель сельскохозяйственного назначения на предмет виноградопригодность.
2. Содействие импортозамещению в агропромышленном комплексе.
В целях содействия импортозамещению в агропромышленном комплексе в Плане предусмотрена реализация 16 мероприятий, направленных:
- на развитие в Краснодарском крае сети сельскохозяйственных логистических центров;
- на формирование концепции создания селекционно-племенного центра и научно-методического центра аквакультуры;
- на содействие внедрению на территории Краснодарского края достижений кубанской селекции в области растениеводства;
- на вовлечение в сельскохозяйственный оборот, неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирование рациональной структуры земельных угодий;
- на разработку комплекса мер по обеспечению населения качественной пищевой и иной продукцией из водных биологических ресурсов;
- на реализацию мер государственной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов и организаций потребительской кооперации
3. Содействие импортозамещению в промышленной отрасли.
В целях содействия импортозамещению в промышленной отрасли в Плане предусмотрена реализация 7 мероприятий, направленных:
- на развитие в Краснодарском крае сети индустриальных (промышленных) парков;
- на формирование мер государственной поддержки резидентов индустриальных (промышленных) парков;
- разработку государственной программы «Развитие промышленности Краснодарского края и повышение ее конкурентоспособности»;
- на обеспечение приоритета промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.
Проводится регулярный мониторинг выполнения Плана.
Сформирован реестр импортирующих организаций Краснодарского края и продукции и перечень товаров, импортированных организациями Краснодарского края по данным таможенной статистики за 2014 год. Осуществляется мониторинг структуры импорта и импортирующих организаций Краснодарского края.
Сформирован сводный перечень в разрезе отраслей (промышленность, АПК) с указанием организаций края по продукции, оборудовании комплектующих, программного обеспечения, работ (услуг), необходимых для устойчивого функционирования отраслей промышленности и АПК по импортным закупкам как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном.
Проведена работа по пересмотру приоритетности инвестиционных проектов, включенных в Единый реестр инвестиционных проектов Краснодарского края, на основе предложений по импортозамещению, внесенных органами местного самоуправления - всего определено 166 инвестиционных проекта ориентированных на импортозамещение, из них: в сфере АПК - 109 или 65,7%, в сфере промышленного производства - 39 или 23,5%, в туристической сфере - 18 или 10,8%.
Подготовлены и находятся на рассмотрении в Законодательном Собрании Краснодарского края проекты законов Краснодарского края:
- «О внесении изменении в статьи 2 и 6 Закона Краснодарского края «О налоге на имущество организаций»;
- «О внесении изменения в статью I Закона Краснодарского края «Об установлении ставки налога на прибыль организаций для отдельных категорий налогоплательщиков Краснодарского края».
На постоянной основе проводятся мероприятия по наполнению раздела «Информационная поддержка инновационной деятельности на территории Краснодарского края» на сайте іnnovatorkubani.ru, сформирован каталог 142 инновационных проектов.
Совместно с органами исполнительной власти Краснодарского края сформирован перечень приоритетных инвестиционных проектов, способствующих импортозамещению, увеличению экспорта и технологическому развитию, в который включены 58 проектов (стоимостью свыше 100 млн. рублей) относящихся к разным отраслям деятельности.

Распоряжением Правительства Астраханской области от 04.03.2015 №52-Пр утверждена программа импортозамещения в Астраханской области (далее - Программа).
Программа разработана на основе принципов и подходов индустриально-инновационного развития Астраханской области и является частью промышлен¬ной политики региона. Она сфокусирована на развитии обрабатывающей про¬мышленности с концентрацией усилий и ресурсов на ограниченном числе секто¬ров, региональной специализации с применением кластерного подхода и эффек¬тивном отраслевом регулировании.
Программа отражает аспекты государственной политики, влияющей на биз¬нес-климат, и включает ряд мероприятий области по улучшению условий веде¬ния бизнеса, инвестиционного климата, повышению конкурентоспособности ре¬гиона, снижению административных барьеров.
Программа импортозамещения в Астраханской области направлена на ре¬шение следующих задач:
1. опережающее развитие обрабатывающей промышленности;
2. повышение эффективности и увеличение добавленной стоимости в прио¬ритетных секторах;
3. расширение рынков для реализации несырьевых товаров;
4. сохранение продуктивной занятости;
5. придание нового уровня технологичности приоритетным секторам про-мышленности и создание основы для развития секторов будущего через форми¬рование инновационных кластеров;
6. стимулирование предпринимательства и развитие малого и среднего бизнеса в промышленности.
Мероприятия Программы направлены на решение задач по преодолению ключевых барьеров и реализацию проектов в приоритетных секторах обрабаты¬вающей промышленности. Мероприятия программы делятся на два блока:
Портфель инвестиционных проектов, обеспечивающих возможности конку¬рентного импортозамещения в приоритетных отраслях обрабатывающей про¬мышленности. Данный пакет инвестиционных проектов можно разделить на 2 группы:
Инвестиционные проекты, предполагающие оперативное развертывание конкурентоспособной продукции на базе уже существующих технологий и произ-водственных мощностей
Инвестиционные проекты, предполагающие внедрение новых технологий, освоение новых видов продукции и сегментов рынка в секторах экономики, име¬ющих наибольшие перспективы в плане импортозамещения.
Меры общеэкономической поддержки, включающие реализацию програм¬мы поддержки малого и среднего бизнеса, развитие проекта особой экономиче¬ской зоны, технопарков.
Судостроение.
Программа импортозамещения охватывает один из наиболее перспективных секторов экономики Астраханской области - судостроение.
Большая часть добавленной стоимости в судостроении создается на этапе оснащения судна технологическим оборудованием. Особенно это актуально для строительства платформ, предназначенных для шельфовых проектов. Сегодня возможности отечественных компаний ограничиваются созданием основания платформы, стоимость которого составляет примерно треть всей конструкции.
До 80% технологического оборудования платформ, производимых в Рос¬сийской Федерации, закупается за рубежом. Практически аналогичная ситуация наблюдается в области транспортного судостроения, в котором также на долю отечественных судостроителей приходится создание корпуса и металлоконструк¬ций.
Вместе с тем концентрация производства комплектующих на локальной территории имеет потенциал снижения себестоимости судна около 20%. Это де¬лает предприятия, участвующие в данном кластере, при наличии прогрессивной технологии неуязвимыми по отношению к конкурентам.
Астраханская область является лидером по производственным возможно¬стям создания сложных объектов и технических средств для работы на морских нефтяных месторождениях и центром управления шельфовых проектов освоения запасов Каспийского моря ведущими российскими корпорациями.
Основные решения, которые должны быть реализованы в рамках програм¬мы:
1. Производство судового и другого сопутствующего оборудования, внед¬рение новейших технологий при производстве судов.
Современное судостроительное производство основывается на максималь¬ном включении в единый процесс всех элементов судостроения: от средств инди¬видуальной защиты до оборудования и аппаратуры.
2. Предоставление услуг в сфере строительства судов.
Сегодня наибольший уровень добавленной стоимости концентрируется у компании-интегратора, «собирающей» все звенья цепочки в наиболее эффектив¬ной форме. Судостроительный рынок испытывает острую потребность в компа¬ниях, управляющих бизнес-процессами и проектами в сфере судостроения, спо¬собных использовать современные программные средства для разработки моде¬лей и технологии управления жизненным циклом изделий.
Для реализации уникальных судостроительных проектов необходимы:
- создание конструкторских бюро, основанных на использовании точной, модульной сборки, 6D-проектировании;
- разработка программных решений в области моделей, технологий управ¬ления жизненным циклом изделий для судостроения;
- сетевое, календарное и ресурсное планирование и управление проектами постройки судов;
- управление производственными мощностями, расчеты производственной мощности и пропускной способности судостроительных предприятий и их основ¬ных подразделений.
Особая экономическая зона.
Программа импортозамещения в Астраханской области направлена прежде всего на оперативное замещение импортного продовольствия, попавшего под санкции, стимулирование изменения логистики поставок, оптимизирование структуры ассортимента с переориентацией на продукцию российских компаний астраханских поставщиков.
Одним из инструментов создания определенных инвестиционных условий для механизма импортозамещения, особенно для отечественных производителей, занимающихся производством комплектующих в судостроительной и машино¬строительной отраслях, является создание особой экономической зоны промыш¬ленно-производственного типа на территории Наримановского района Астрахан¬ской области (далее - ОЭЗ).
Именно создание ОЭЗ является наиболее интересным аспектом про¬граммы в части экономического взаимодействия субъектов Российской Федера¬ции Южного федерального округа.
Для участников ОЭЗ предусмотрены льготы и преференции: отмена тамо¬женных пошлин, уменьшение основных видов налогов, возможности применения механизмов по оптимизации расходов - ускоренной амортизации.
Принятое постановление Правительства Российской Федерации о создании на территории Астраханской области от 18.11.2014 г. № 1214 открывает новый этап экономического развития региона при этом ее создание направлено в первую оче¬редь на привлечения инвестиций и укрепление экономических позиций России в Каспийском регионе.
В 2015 году проведены мероприятия:
- подготовлены документы для создания инвестиционных площадок для вы-сокоэффективных и конкурентоспособных новых производственных комплексов;
- дан старт работ для создания объектов инженерной инфраструктуры;
- создана управляющая компания;
В целом проект предполагает привлечение более 9 млрд. рублей средств федерального бюджета для создания необходимой инфраструктуры, будут созда¬ны около 13 тысяч рабочих мест для работы на новых современных высокотехно¬логичных предприятиях сферы производства электрооборудования, химической промышленности, и предприятия, специализирующиеся на производстве матери¬алов для отрасли строительства.
Создание ОЭЗ будет также направлено на укрепление экономических по¬зиций России в Каспийском регионе, увеличение доли судостроения и высокотех¬нологичной продукции на мировом рынке, увеличение налоговых поступлений в федеральный, региональный и местный бюджеты, стимулирование социально- экономического развития Астраханской области за счёт создания новых рабочих мест и промышленных объектов, привлечения инвестиций.
Агропромышленный комплекс.
В качестве инструмента, обеспечивающего продовольственную безопас¬ность, как Южного федерального округа, так и в целом страны значительная роль должна отводиться семеноводству, которое является неотъемлемой и потенци¬ально наиболее рентабельной частью сельскохозяйственного производства. Со¬здание отечественных семеноводческих предприятий - это не только резерв по¬вышения урожайности на 45%, но и вопрос национальной продовольственной безопасности.
В этих целях планируется создание Астраханского регионального семено¬водческого центра по картофелю и овощам, с предложением по предоставлению преференций для химической промышленности по организации семеноводства. В этой связи предлагается тесное сотрудничество с хозяйствующими субъектами Южного федерального округа, в целях обеспечения их качественным семенным материалом.
В рамках программы импортозамещения в Астраханской области будет ре¬ализована возможность предоставления площадок для размещения филиалов по
производству голландских сортов (фирмы Bauer, голландских фирм) на базе Все¬российского научно-исследовательского института орошаемого овощеводства и бахчеводства Российской Академии сельскохозяйственных наук в Камызякском районе Астраханской области, занимающегося разработкой и совершенствовани¬ем интенсивных технологий производства овощных, бахчевых, технических, кор¬мовых культур, разработкой методов селекции и выведения новых высокопро¬дуктивных сортов и гибридов.
Из инновационных проектов в рамках импортозамещения предлагаются следующие инвестиционные проекты:
- организацию производства трубок для систем капельного орошения, в том числе уникальных - биоразлагаемых. Отечественное производство позволит в 2 раза снизить затраты на оросительные системы;
- проект модернизации производства ООО «Астраханьрыбпром», который позволит дополнительно увеличить на 25% объемы производства рыбной продук¬ции глубокой степени переработки, которая может быть направлена на экспорт;
- проект компании «Национальные рыбоводные технологии - «Степное» по созданию рыбоводного комплекса для выращивания рыбы (тиляпия) в поселке Степной Красноярского района Астраханской области. Проект предусматривает использование уникальной для России технологии выращивания рыбы и приме¬нение оригинального оборудования израильской компании Акваморф, позволяю¬щих получать ежегодно 1,1 тыс. тонн продукции, качество которой соответствует мировым стандартам.
Предусмотрено также развитие овощеперерабатывающий промышленности.
Реализуемые проекты в сфере овощеводства закрытого грунта требуют спе¬циального оборудования для хранения, внедрения новых достижений в области переработки (увеличение объемов производства, расширение товарных и геогра¬фических рынков сбыта продукции, ассортимента продукции, обеспечение высо¬ких темпов технологического обновления).
В настоящее время в Астраханской области ведется реализация крупных проектов, которые позволят растениеводству региона выйти на новый этап разви¬тия. Благодаря реализации проектов по строительству в Астраханской области высокотехнологичных тепличных комплексов объемы поставок овощной продук¬ции в другие регионы увеличатся почти на 30%.
С ростом производства овощей соответственно будет развиваться и овощеперерабатывающая отрасль. Таким образом, необходима организация произ¬водства овощных консервов и другой овощной продукции глубокой степени пе¬реработки.
Создание замкнутой системы выращивания и переработки овощной про¬дукции (производство плодоовощной консервной продукции, производство замо¬роженной овощной продукции, производство томатной пасты) позволит Астра¬ханской области занять на российском рынке свободную нишу в объеме 727 куб.
Развитие логистической системы транспортировки и хранения овоще¬бахчевой продукции является неотъемлемой частью программы импортозамеще¬ния.
Развитая система логистических центров позволяет сокращать этапы поста¬вок, оптимизировать товарные потоки, повышать эффективность поставок. Фак¬тически логистические центры создаются для того, чтобы решить проблему до¬ставки грузов от поставщика к потребителю в кратчайшие сроки и с наименьши¬ми финансовыми затратами.
Максимального эффекта для оптимальной организации товарных потоков можно добиться только при правильном объединении логистических центров в логистические сети.
Рассматривается создание такой сети на границе с Казахстаном в целях ми¬нимизации прохождения таможенных процедур, а также учета ввозимой и выво¬зимой продукции.
Данное направление является перспективным в рамках реализации полити¬ки импортозамещения, т.к. в конечном итоге системы овощехранилищ, логисти¬ческих центров позволят снизить себестоимость и повысить качество продукции, поставляемой в регионы России.
Программой предусматривается рассмотрение возможности внедрения аст¬раханского бренда, модели формирования бренда и механизма управления им, а также реализации рекламной кампании «Покупайте астраханскую продукцию». Данные мероприятия направлены на занятие астраханской продукцией важного места на рынке в условиях импортозамещения и в борьбе с конкурентами.
Рыбная промышленность.
Основные мероприятия, которые должны будут реализованы в рыбной про-мышленности: создание замкнутой системы «выращивание - переработка - сбыт», обеспечение создания новых перерабатывающих производств и техноло¬гическое переоснащение действующих для реализации производственной про¬граммы, обеспечивающей замещение импортных аналогов, а также выпуск про¬дукции более высоких качественных характеристик.
Планируется создание рыбоперерабатывающих предприятий, производящих на базе выращенных объектов аквакультуры продукцию максимальной степени готовности и глубокой степени переработки.
При этом высококачественная переработка и конкурентоспособность будут обеспечиваться посредством создания объединённой системы выращивания объ¬ектов аквакультуры, производства и транспортировки готовой продукции, ис¬пользования передовых технологий переработки.
Мировая практика создания подобных комплексов свидетельствует о высо¬кой эффективности данного направления интеграции научных достижений и со¬временных технологий на всех стадиях производственного цикла рыбной про¬мышленности.
Создание данных крупных комплексов, оснащённых передовыми техноло¬гиями, включая переработку, выращивание рыбы, промышленное использование отходов, позволяет перерабатывать около 50% местного сырья и обеспечивает высокую добавленную стоимость.
Данное направление является перспективным для Астраханской области, имеющей соответствующую научную и сырьевую базу и нуждающуюся в якор¬ных предприятиях, обеспечивающих эффективное использование местных ресур¬сов.
Отдельным направлением является развитие предприятий аквакультуры с применением технологий замкнутого типа. Их преимущества: эффективность, экономичность и экологичность. Установки замкнутого типа водоснабжения по¬требляют около 1/3 электроэнергии, требуемой для выращивания рыбы при дру¬гих технологиях. Также данное оборудование позволяет производить рыбу раз¬личных видов с применением безопасного способа перевода рыбы в процессе вы¬ращивания из одного водоема в другой без травмирования.
Водная среда выращивания благодаря 100 - процентному круглосуточному контролю обеспечивает оптимальные параметры и компоненты. Отсутствует вредное воздействие на природную среду, производится экологически чистая и здоровая продукция. Обеспечивается круглогодично поставка в сетевые магази¬ны рыбы заданных размеров.
Как показали исследования, данная продукция высоко востребована в роз¬ничной сетевой торговле благодаря высокому качеству и ритмичности поставок. Емкость рынка сбыта оценивается на уровне 360 тыс. тонн. При этом около 70% продукции не имеет бренда и поставки не носят регулярного характера.
Кроме того, программой предусмотрена организация собственного произ¬водства современных кормов в аквакультуре, что позволит:
- повысить рыбопродуктивность;
- укрепить иммунитет рыбы, обеспечить защиту мальков от патогенных ин¬фекций.
Промышленность строительных материалов.
Рынок строительных материалов недостаточно насыщен. Российские произ¬водители имеют оборудование с высокой степенью износа. Это сказывается на себестоимости продукции и количестве выпускаемого продукта. Средний износ технического оборудования колеблется в пределах 30 - 50%. На переоснащение основных фондов нужны крупные инвестиции.
Развитие промышленности строительных материалов сдерживается недо¬статочным объемом инвестиций в наращивание технического потенциала (около 1,5 % в общем объеме инвестиций в основной капитал). Как правило, на развитие производства используются собственные средства предприятий. Отраслевая структура роста инвестиций свидетельствует о том, что в предстоящий период среди крупных отраслей наибольший рост капиталовложений может быть достиг¬нут именно в промышленности строительных материалов.
Продукция отрасли потребляется в основном на внутреннем рынке, доля экспорта отечественных материалов составляет 4-6 % от общего объема произ¬водства за счет приграничной торговли.
Таким образом, основными направлениями развития производства строи¬тельных материалов являются модернизация уже существующих производствен¬ных мощностей и строительство новых предприятий, ввод новых мощностей. В результате будет организовано производство широкого ассортимента сухих строительных смесей, композитной арматуры, битума и прочих стройматериалов, ко¬торые в настоящее время поступают из-за рубежа.

На территории Волгоградской области разработан и утвержден план содействия импортозамещению на среднесрочную перспективу от 29.01.2015 г. (далее именуется - План).
К основным мероприятиям Плана отнесены: анализ структуры импорта Волгоградской области; определение наиболее востребованных импортозамещающих видов продукции (оборудования, комплектующих и т.п.); формирование реестра импортируемой продукции, производство которой на территории региона можно запустить в краткосрочном (долгосрочном) периоде; создание нового производства для выпуска длинномерного проката строительного назначения, позволяющего локализовать высокотехнологичное производство импортозамещающей металлургической продукции, востребованной на рынке строительных материалов. Продукция ЗАО «Волга-ФЭСТ» будет использоваться при строительстве нового стадиона на 45 тысяч зрителей к Чемпионату мира по футболу в 2018 году, который станет первой в России футбольной ареной с кровлей из вантовых конструкций.
В регионе наиболее перспективными с точки зрения развития процессов импортозамещения являются металлургическая, химическая и машиностроительная отрасли. Комитетом промышленности и торговли Волгоградской области в рамках работы по включению промышленных предприятий Волгоградской области в отраслевую программу Министерства промышленности и торговли Российской Федерации определены 18 предприятий региона способных производить импортозамещающую продукцию общим количеством 96 наименований.
Оказывается, содействие ведущим промышленным предприятиям области в реализации инвестиционных проектов, направленных на создание и развитие импортозамещающих производств. Так, в государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах, закрепленных за Минпромторгом России, и антикризисных мерах в 2015 году принимают участие 12 предприятий, объем привлеченных федеральных средств по оценке составит 2,9 млрд. рублей. Планируют использовать льготные кредиты по проектному фиксированию и займы Фонда развития промышленности 12 предприятий региона.
Для решения задач, стоящих перед агропромышленным комплексом Волгоградской области, по обеспечению продовольственной безопасности и импортозамещению в рамках государственной программы Волгоградской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2014-2020, годы», утвержденной постановлением Правительства Волгоградской области от 29 ноября 2013 года № 680-п, предусмотрено развитие отрасли животноводства, в том числе молочного скотоводства, производства овощей открытого и защищенного грунта и развитие оптово-распределительных (логистических) центров.
Значительные размеры сельскохозяйственных угодий (8,6 млн. га) и сложившаяся система земледелия позволяет Волгоградской области занимать первые позиции в рейтинге субъектов Российской Федерации по производству продукции растениеводства. По итогам 2014 года область поднялась с 9-го на 6-е место по производству зерна, впервые вышла на 2-е место как производитель плодов, сохранила 3-е место по производству овощей и 5-е место по производству подсолнечника.
Развитие животноводства планируется достичь путем реализации крупных индустриальных инвестиционных проектов по производству мяса птицы и свинины, а также интеграции и кооперации мелких хозяйствующих субъектов, включая личные подсобные хозяйства.
Реализация масштабных проектов позволит увеличить производство мяса в 1,5 раза к 2020 году.
За счет строительства крупных тепличных комплексов площади защищенного грунта увеличатся в период 2015-2020 годы на 54 га (практически в 2 раза), что позволит увеличить производство в 4 раза и выйти на производство 80,0 тыс. тонн овощной продукции во внесезонное время года.
Волгоградская область является крупным производителем овощей, но испытывает недостаток мощностей по хранению и их переработке. Поэтому одной из задач в настоящее время стоит развитие оптово-распределительных (логистических) центров, создание, реконструкция, модернизация предприятий по хранению, переработке плодоовощной продукции.
Реализация данного направления позволит до 2020 года увеличить мощности единовременного хранения оптово-распределительных (логистических) центров, производственных объектов и хранилищ плодоовощной продукции и картофеля до 350 тыс. тонн и мощности по переработке плодоовощной продукции и картофеля до 365 тыс. тонн.

В целях систематизации работы по реализации политики импортозамещения Губернатором Ростовской области В.Ю. Голубевым 25.09.2014 г. утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Поддержка предприятий Ростовской области, производящих импортозамещающую продукцию» и принято постановление Правительства Ростовской области от 16.01.2015 г. № 21 «О межведомственной рабочей группе по повышению международной конкурентоспособности экономики Ростовской области».
На сегодняшний день отраслевыми министерствами и ведомствами области проведен мониторинг имеющихся производственных мощностей для производства импортозамещающей продукции, определены наиболее востребованные импортозамещающие группы товаров, а также сформирован перечень предприятий области, производящих импортозамещающую продукцию.
Министерством промышленности и энергетики Ростовской области оказывается содействие ведущим промышленным предприятиям области в реализации инвестиционных проектов, направленных на создание и развитие импортозамещающих производств. В первую очередь это касается стратегически важных отраслей - машиностроения, металлургии, легкой и химической промышленности. По состоянию на 01.01.2015 г. на сопровождении в минпромэнерго Ростовской области находятся 22 инвестиционных проекта промышленных предприятий, производящих импортозамещающую продукцию (объем инвестиций 95 млрд. рублей).
Одной из форм оказания поддержки предприятиям области является содействие в развитии региональных кластеров. В качестве примера можно привести создание вертолетостроительного кластера, предусматривающего создание среднего скоростного вертолета и современного композитного производства для всей вертолетостроительной отрасли страны, кластера «Донские молочные продукты», который реализуется ОАО «Региональная корпорация развития». Подписано Соглашение о создании на территории области инновационно¬технологического кластера «Южное созвездие».
Специализированные мероприятия, направленные на содействие предприятиям агропромышленного комплекса Ростовской области, производящим импортозамещающую продукцию, в том числе на оказание государственной поддержки, включены в утвержденный Губернатором Ростовской области В.Ю. Голубевым 02.09.2014 «Комплекс мер для обеспечения продовольственной безопасности на территории Ростовской области». Министерством сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области в 2014 году, осуществлялось сопровождение реализации 26 инвестиционных проектов, находящихся в стадии строительства, проектирования и привлечение инвестиций, общий размер которых составил 120,0 млрд. рублей. Из вышеуказанных инвестиционных проектов 22 направлены на производство импортозамещающей продукции (объем инвестиций 95 млрд. рублей).

Исполнительным комитетом Ассоциации «Юг» совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ Южного федерального округа рассмотрено 28 обращений граждан, организаций, поступивших в адрес аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, в том числе:
- министра промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан Ю.Д.Уманова по вопросу оказания содействия в информировании заинтересованных организаций и предприятий субъектов РФ Южного федерального округа о товаропроизводителях Республики Дагестан.
Обращение размещено на сайтах министерств экономики и внешнеэкономической деятельности всех субъектов РФ ЮФО, информационном портале экспертных возможностей субъектов и доведена до сведения руководителей предприятий и производителей;
- председателя дискретно-инновационного кластера малой авиации (кластер) А.А.Бегек о возможности поставки в субъекты РФ ЮФО в оборудовании аэродромов и летательных аппаратов.
Информация о возможностях кластера была направлена в адрес руководителей субъектов РФ ЮФО.
По итогам рассмотрения были заключены соглашения о сотрудничестве в сфере консультативной и организационной помощи и поставки оборудования и машин.
К примеру:
Республика Адыгея – оборудование 2-х авиационных сервис-центров, летательных аппаратов – 20 единиц и 60 единиц для обслуживания агропромышленных комплексов;
Астраханская область – 2 самолета, 2 беспилотных аппарата и т.д.
- президента АНО «Семья России» Г.Г.Алексеевой об участии субъектов РФ ЮФО в работе центра современных исследований нравственных ориентиров и духовных перспектив «Отечестволюбие».
Информация 6 субъектов по 12 направлениям (культура семьи: школа отцовства и материнства, инновационная школа национального героя, нравственные ориентиры российского народа и т.д.) расположена на сайте АНО «Семья России».
- генерального директора ЗАО «НИПК «Электрон» А.М.Элинсона о развитии единой государственной системы в сфере здравоохранения РФ;
- заместителя Председателя Исполнительного комитета Ассоциации «Большой Урал» И.В.Белозерова о совместном участии в «Программе рывкового развития России 2015-2018 гг.»;
- директора института «ЕврАзЭС» В.А.Лепихина о централизованной поставке лекарственного обеспечения;
- предпринимателя С.С.Хабибулина об инвестировании экономики Республики Узбекистан;
- генерального директора ООО «ИНМЕДА» С.Н.Богачева о поставке и монтаже всех видов медицинского оборудования;
- генерального директора Молодежного информационного агентства «МИА» П.Игнатюка о создании индивидуального информационного ресурса для каждого высшего учебного заведения.
- директора ООО «Энергия Оптиум» С.Л.Дубова. Субъекты РФ, расположенные в пределах ЮФО заключили договора о применении энергосберегающего оборудования, производимой ООО «Энергия Оптиум».
Например: Министерство ЖКХ Республики Калмыкия заказала энергосберегающий трехфазный оптимизатор переменного напряжения Optel мощностью 45 кВт и т.д.
- директора ФГБНУ ВНИИЭиН А.Н.Тарасова. По итогам обращения рекомендовано для рассмотрения на Координационном совете по развитию агропромышленного комплекса 3 вопроса:
- модели развития управления и регулирования АПК субъектов РФ ЮФО;
- модель по формированию антикризисных программ развития сельского хозяйства субъектов РФ ЮФО;
- прогноз наступления кризисных ситуаций в России и тенденции развития агропромышленного рынка.

Рассмотрены обращения в адрес Исполнительного комитета Ассоциации:
- генерального директора ООО «Центр стратегических исследований и развития «Перспектива» Г.Ф.Федорова о совместной деятельности;
- генерального директора ООО «Экоклимат» И.В.Дроенкова о тепловых завесах зданий;
- ректора Московского государственного университета технологий и управления В.Н.Ивановой о повышении квалификации «Управление территориальными кластерами»;
- юридической компаний «Чарльстон» о юридических услугах.
Каждое обращение проработано с органами исполнительной власти субъектов РФ Южного федерального округа и дан ответ заявителю.

Ассоциация «Юг» по поручению аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО осуществляла организационно-техническое сопровождение 3-х выставочно-ярмарочных мероприятий:
1. I Международного форума: «Позитивная экономика: Юг России» (Форум).
В работе Форума приняло участие более 1000 представителей ближнего и дальнего зарубежья, субъектов РФ (в т.ч. 5 субъектов РФ ЮФО).
Представители субъектов РФ ЮФО приняли участие в проведении всех 10 круглых столов, где обсуждались вопросы:
- Позитивные бизнес модели и предпринимательство в XXI веке;
- Позитивные антикризисные решения и трансформация образовательной модели;
- Позитивные продукты и сельское хозяйство;
- Позитивная энергия;
- Южные агломерации: как управлять их будущим;
- Позитивные города и общества;
- Позитивное социальное предпринимательство;
- Трансформационный банкинг и доступность финансовых услуг;
- Измерение положительного влияния;
- Позитивная интеграция региональных игроков в мировую экономику.
2. Саммита «Сильная Россия-2015» о плане по созданию устойчивого развития экономики и социальной стабильности.

Субъекты Российской Федерации, входящие в Ассоциацию, приняли участие в:
- 8-й Международной выставке «Зеленая неделя 2015» (г.Берлин, Германия, 16-25.01.2015 г.);
- 26-й Международной выставке коммерческой недвижимости «МИПИМ 2015» (г.Канны, Франция, 10-13.03.2015 г.);
- 19-м Петербургском Международном экономическом форуме 2015 г. (г.Санкт-Петербург, 19.06.2015 г.);
- I Всероссийском форуме продовольственной безопасности России (г.Ростов-на-Дону, 4-5.06.2015 г.);
- Промышленном конгрессе Юга России: «МетМаш», «Сварка», «Станкоинструмент» (г.Ростов-на-Дону, 7-9.09.2015 г.);
- Российской агропромышленной выставке «Золотая осень» (г.Москва, 8-11.09.2015 г.);
- 14-м Международном инвестиционном форуме «Сочи-2015» (г.Сочи, 17-19.09.2015 г.).

В рамках проведения текущего мониторинга реализации «Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года» в субъектах РФ Южного федерального округа Исполнительным комитетом Ассоциации продолжен сбор статистической информации об итогах социально-экономического развития регионов Южного федерального округа, анализ позитивных тенденций и изменений в кризисных проявлениях экономического комплекса Юга.
Сбор информации производился по следующим направлениям: мониторинг хода реализации госпрограмм, Стратегий развития до 2020 года, отчетные данные по социально-экономическому развитию в регионах, информации об объемах финансирования и введению встрой возводимых объектов.
Результат мониторинга позволяет сделать вывод о том, что во всех регионах ЮФО сохранен планово-поступательный характер работы в достижении обозначенных в Стратегии 2020 рубежей. В соответствии с критериями Стратегии 2020 активизированы процессы структурных преобразований, отраслевой диверсификации регионального продукта, руководством региональных органов государственной власти проводится работа по сохранению позитивной динамики основных экономических параметров. Пристальное внимание, уделяется вопросам социального развития, повышения уровня и качества жизни населения на основе применения адресного подхода с целью, более эффективного использования средств финансирования. Повсеместно завершено оформление региональных нормативно-законодательных документов, обеспечивающих на практике решение задач Стратегии 2020, и в которых закреплен ее приоритетный статус.
Вместе с тем, при проведении ряда мероприятий по реализации Стратегии 2020 в регионах, ощутимо проявляется влияние макроэкономических кризисных тенденций, в первую очередь, сказывающихся на возможности произвести своевременное финансирование в полном объеме перечня мероприятий, намеченных Стратегией 2020.
Проблемы и задачи реализации Стратегии 2020 обсуждались на проводимых Ассоциацией Координационных советах по направлениям с учетом конкретной тематики и повестки дня в ходе рабочих контактов с руководством регионов, специалистами отраслевых структур и ведомств.
Результаты работы по данному направлению, информацию о ходе реализации Стратегии 2020 в каждом из регионов юга России, в целом по ЮФО, предполагается использовать при подготовке информационно-аналитических материалов Исполнительного комитета в дальнейшей работе.
В 2015 году была продолжена деятельность по формированию привлекательности инвестиционного имиджа ЮФО.
Отмечая сформировавшиеся на каждой территории наиболее успешные наработки в области инвестиционной политики, деятельность специалистов Исполнительного комитета Ассоциации в отчетном периоде строилась на основе первоочерёдности представления сложившихся территориальных приоритетов, преимуществ отраслевой специализации, предложений по развитию промышленно-индустриальных кластеров (зон опережающего развития, «точек роста»). С этой целью проводилась работа по сбору и группировке сведений, по инвестиционным проектам, проектам с инновационной составляющей, перечню проектов, включенных в приоритетные программы регионов, с одновременной актуализацией основных параметров проектов, размещенных в базах электронных данных, региональных СМИ. Временные рамки данной работы подверглись изменениям в силу существенных макро- и межрегиональных экономических изменений. Происходил процесс активной корректировки.
Подготовлен каталог инвестпроектов по форме, которая определена в качестве оптимальной самими регионами ЮФО. На этапе окончания находится работа по формированию актуализированной электронной базы данных по инвестпроектам юга России. В ее состав включены приоритетные проекты регионов, значительное количество проектов импортозамещения, а также требующие реализации проекты по созданию несырьевых производств, проекты коммунальной, социальной, экологической и др. направленности. Данная работа также проводилась в рамках направления деятельности Исполнительного комитета по содействию в создании предприятий импортозамещения, развития предприятий несырьевого сектора.
Сложности при проведении работ связаны с тем, что за отчетный период в экономике России и, в том числе на Юге, произошли ощутимые изменения в мотивации, направлениях и условиях инвестирования. Роль государства в качестве основного инвестора - приобрела определяющее значение. Инвестиционная привлекательность территории все теснее связывается со способностью органов государственной власти успешно реализовать крупные инфраструктурные проекты, готовностью руководства выстраивать выгодное взаимодействие с частной инициативой на местах.
К позитивным тенденциям состояния инвестиционного климата можно отнести принятие в большинстве регионов ЮФО инвестиционных Стратегий, инвестиционных деклараций и других законодательно-нормативных документов, с выделением ряда принципов и инвестиционных приоритетов. Таким образом, в каждом из регионов ЮФО сформировалась твердая база ответственной территориально-инвестиционной политики.
Инвестиционная политика и востребованность инвестпредложений - определяют устойчивость всей экономической системы в регионе. Поэтому намечено продолжить работу по улучшению инвестиционного климата Юга России, подготовку информационно-аналитических материалов для использования в управленческой деятельности органов власти на региональном и муниципальном уровнях, с обсуждением лучших практик на профильных координационных советах Ассоциации.

По поручению заместителя полномочного представителя Президента РФ в ЮФО проведен сбор сведений о развитии туристско-рекреационной сферы в Южном федеральном округе и предложениях по приграничному сотрудничеству в сфере туризма.
Материалы представлены в аппарат полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе.
Во всех субъектах РФ регулирование туристско-рекреационной деятельности осуществляется на основе программно-аналитического метода. На всех территориях действуют специализированные нормативно-правовые акты (Стратегии, госпрограммы, постановления и др.).

26 июня в ЮРГПУ (НПИ) имени М.И.Платова состоялось заседание трёхсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений Южного федерального округа с повесткой дня:
- о внесении изменений: в Положение о Трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ЮФО, в состав Трёхсторонней комиссии и её рабочих органов;
- отчёт о ходе выполнения Соглашения между Ассоциацией экономического взаимодействия субъектов РФ ЮФО «Юг», Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов ЮФО, Координационным советом отделений РСПП Юга России на 2014 – 2016 годы по итогам работы в 2014 году;
- о мерах, принимаемых субъектами Южного федерального округа по приближению минимальной заработной платы в негосударственном секторе экономики к величине прожиточного минимума трудоспособного населения и повышению уровня среднемесячной заработной платы.
Также была заслушана информация:
- об итогах выполнения Соглашения между Ассоциацией экономического взаимодействия субъектов РФ ЮФО «Юг», Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов ЮФО, Координационным советом отделений РСПП Юга России на 2011 – 2013 годы;
- о работе социальных партнёров по организации и финансовому обеспечению системы санаторно-курортного лечения, отдыха и оздоровления работающего населения и детей в 2015 году;
- о созданной по инициативе Координационного совета отделений РСПП Юга России автономной некоммерческой организации «Южный центр независимой оценки качества профессионального образования».
Участники заседания утвердили план мероприятий по выполнению обязательств Соглашения на 2014-2016 годы и план работы Трёхсторонней комиссии на 2015 год.
В работе заседания принял участие начальник департамента по вопросам экономической и социальной политики аппарата полномочного представителя Президента РФ в ЮФО.

По принятым решениям Координационных советов Ассоциации, прошедших в 2014 году, были получены ответы от:
- Министерства финансов РФ;
- Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству РФ;
- Федерального агентства по туризму (РОСТУРИЗМ);
- Министерства труда и социальной защиты РФ;
- Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
- Министерства культуры РФ;
- Министерства сельского хозяйства РФ;
- Министерства природных ресурсов и экологии РФ.
Полученные материалы направлены в адрес членов координационных советов Ассоциации для использования в работе.

В соответствии с планом работы Ассоциации 16 декабря 2015 года проведено совместное заседание Совета при полномочном представителе Президента РФ в Южном федеральном округе и Совета Ассоциации «Юг» с повесткой дня:
1. О реализуемых мерах для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, расположенных в пределах Южного федерального округа.
2. О мерах по повышению эффективности управления имуществом, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Южного федерального округа.
3. Об утверждении Председателя Совета Ассоциации, заместителя Председателя Совета Ассоциации.
4. Об утверждении отчета о работе Ассоциации за 2015 год.
5. О плане работы Ассоциации на 2016 год.
6. Об открытии представительства Ассоциации «Юг» в городе Шеньчжень (КНР).
По обсуждаемым вопросам повестки дня приняты соответствующие решения.
Решением Совета Ассоциации от 16 декабря 2015 года Председателем Совета Ассоциации «Юг» утвержден Глава Республики Калмыкия Орлов Алексей Маратович, заместителем Председателя Совета Ассоциации – Председатель Народного Хурала (Парламента) Республики Калмыкия Козачко Анатолий Васильевич.

Исполнительным комитетом Ассоциации в 2015 году подготовлены и проведены заседания координационных советов по направлениям деятельности:
- Координационный совет по строительству и ЖКХ - 2;
- Координационный совет по развитию агропромышленного комплекса;
- Совет по бюджету и налоговой политике - 2;
- Координационный совет по развитию курортов и туризма;
- Координационный совет по развитию внешнеэкономической деятельности;
- Координационный совет по социальной политике;
- Экономический совет;
- Координационный совет по решению экологических проблем;
- Координационный совет по молодежной политике.

На Координационном совете по строительству и ЖКХ, состоявшемся 09.02.2015 г., рассматривался вопрос:
- О привидении в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Южного федерального округа, нормативно-правовых актов в соответствии с исчерпывающем перечнем процедур в сфере жилищного строительства.
Рассмотренные материалы Координационного совета направлены в аппарат полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе.

На Координационном совете по развитию агропромышленного комплекса Ассоциации «Юг», состоявшемся 03.03.2015 г., рассматривались вопросы:
1. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции за счет технического перевооружения села современной техникой, необходимость и целесообразность региональных мер государственной поддержки в вопросах обновления парка техники (Краснодарский край).
- Развитие производства растениеводческой и животноводческой продукции как сырьевой базы предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности.
- Обеспечение предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности вспомогательными материалами, запасными частями к технологическому оборудованию импортного производства, не имеющего отечественных аналогов. Проведение технического перевооружения предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности с внедрением инновационных ресурсосберегающих технологий.
- Совершенствование государственной поддержки инвестиционных проектов, обладающих социальной и отраслевой эффективностью, в области возмещения инвесторам части затрат на создание инженерной инфраструктуры.
2. О подготовке проекта законодательной инициативы на федеральном уровне о предоставлении права субъекта Российской Федерации регулировать численность сельскохозяйственных животных. Содержащихся в личных подсобных хозяйствах (Республика Калмыкия).
3. Формирование комплексных подходов в сфере развития сельских территорий (Волгоградская область).
Рассмотренные материалы и решения Координационного совета направлены в органы исполнительной власти ЮФО, членам Координационного совета.

На Координационном совете по бюджету и налоговой политике Ассоциации «Юг», состоявшемся 24.03.2015 г., рассматривался вопрос:
- О подходах к предоставлению бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2015 году.
Рассмотренные материалы и решения Координационного совета направлены в Министерство финансов Российской Федерации, органам исполнительной власти ЮФО, членам Координационного совета.
По принятым решениям Координационного совета был получен ответ из Министерства финансов Российской Федерации: материалы приняты к усмотрению. Подходы к предоставлению и результаты распределения бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектам РФ были рассмотрены и одобрены на заседании трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений 10 марта 2015 года. Ответ был доведен до всех членов Совета.

В заседании Координационного совета по курортам и туризму Ассоциации «Юг», состоявшемся 10.06.2015 г., приняли участие: заместитель полномочного представителя Президента РФ в ЮФО, глава Республики Адыгея, премьер-министр Республики Адыгея, прокурор Республики Адыгея, депутат Государственного Совета-Хасэ Республики - председатель комитета по туризму, спорту, экологии и природопользованию.
Рассматривались вопросы:
- О проблемах и перспективах развития отдельных видов туризма в Краснодарском крае.
- О государственной поддержке развития событийного туризма. Совершенствование статистического учета въездного туристического потока.
- Об основных направлениях развития сферы туризма в Астраханской области. Кластерный подход.
- О развитии внутреннего туризма в условиях кризиса путем диверсификации туристского продукта в Республике Калмыкия за счет внедрения инновационных видов туризма (сельский туризм, религиозно-паломнический, культурно познавательный, военно-исторический, этно-культурный, вино-гастрономический). Проблемы и перспективы развития отдельных видов туризма, пути их решения.
- О проблемах развития лечебно-оздоровительного туризма.
- О введении обязательной классификации гостиниц и иных КСР на территории субъектов ЮФО в преддверии подготовки к Чемпионату мира по футболу FIFA 2018тм в России.
- О перспективах развития особых экономических зон Северо-Кавказского туристического кластера.
- О проблемах создания горноклиматического курорта Лаго-Наки на территориях особых экономических зон в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 833 «О создании туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея» и пути их решения.
Рассмотренные материалы и решения Координационного совета направлены в Государственную Думу Российской Федерации, а также федеральные органы исполнительной власти, в том числе: Министерство культуры РФ, Федеральное агентство по туризму, Министерство экономического развития Российской Федерации.

На Координационном совете по развитию внешнеэкономической деятельности, состоявшемся 30.06.2015 года, рассматривались вопросы:
- Государственная поддержка экспортно-ориентированных предприятий Ростовской области в рамках реализации механизма «экспортного лифта».
- Внешнеторговая деятельность и поиск новых зарубежных партнеров в условиях санкционного давления на РФ в разрезе Краснодарского края.
- О совершенствовании мер по поддержке экспортно-ориентированных участников внешнеэкономической деятельности в Южном федеральном округе на примере Астраханской области.
Материалы заседания Координационного совета направлены в органы исполнительной власти субъектов РФ – членов Ассоциации.

На Координационном совете по социальной политике, состоявшемся 26.06.2015 года, рассматривались вопросы:
- О ходе выполнения Соглашения между Ассоциацией экономического взаимодействия субъектов РФ Южного федерального округа «Юг», Ассоциацией ТООП ЮФО, Координационным советом отделений РСПП Юга России на 2014-2016 годы по итогам работы в 2014 году;
- О мерах, принимаемых субъектами Южного федерального округа по приближению минимальной заработной платы в негосударственном секторе экономики и величине прожиточного минимума трудоспособного населения и повышению уровня среднемесячной заработной платы в регионе.
Материалы заседания Координационного совета направлены в органы исполнительной власти субъектов РФ – членов Ассоциации.

На Экономическом совете, состоявшемся 21.08.2015 г., рассматривались вопросы:
- Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. (Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, Москва)
- Улучшение инвестиционного климата на региональном уровне (Министерство экономического развития, Москва)
- О реализации региональных планов по обеспечению устойчивого
развития экономики и социальной стабильности (Краснодарский край)
- Повышение инвестиционной привлекательности территорий: опыт субъектов Российской Федерации Южного федерального округа (Волгоградская область)
- Кооперация регионов по привлечению инвестиций на территорию (Астраханская область)
- Региональные практики поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (Республика Адыгея).
Рассмотренные материалы и решения Координационного совета направлены в: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации.
По принятым ранее решениям на заседании Экономического совета Ассоциации «Юг» был получен ответ из Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации: информация принята к сведению и перенаправлена в Министерство экономического развития Российской Федерации.

На Совете по бюджету и налоговой политике Ассоциации «Юг», состоявшемся 17.10.2015 г., рассматривались вопросы:
- Об основных подходах к формированию бюджетной политики субъектов Российской Федерации в 2016 -2018 годах.
- Об оценке качества финансового менеджмента в сфере управления общественными финансами: методология и показатели.
- Об изменениях налогового законодательства в части специальных налоговых режимов в рамках реализации мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности.
Рассмотренные материалы и решения Координационного совета направлены в: Правительство Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, членам Совета.

На Координационном совете по решению экологических проблем Ассоциации «Юг», состоявшемся 28.10.2015 г., рассматривались вопросы:
- Организационный вопрос – Утверждение Председателя Координационного совета по решению экологических проблем Ассоциации «Юг».
- Проблемы и пути реформирования комплексной системы в сфере обращения с отходами производства и потребления на региональном уровне.
- Реализация мероприятий по мониторингу редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов в целях их сохранения.
- О проблемах проведения агролесомелиоративных и фитомелиоративных мероприятий на территории Республики Калмыкия в целях борьбы с опустыниванием.
- Состояние сельскохозяйственных пастбищ Юга России. Проблема опустынивания.
- Перспективы развития системы ООПТ (особо охраняемые природные территории) регионального значения.
- Ликвидация объектов накопленного экологического ущерба на территории Краснодарского края – проблемы и решения.
- О проблемах в решении вопроса снижения экологического ущерба, наносимого водным объектам затонувшими судами и иным затонувшим имуществом, подлежащим утилизации в установленном порядке.
- Формирование экологической культуры – залог устойчивого развития территорий: опыт Астраханской области.
Рассмотренные материалы и решения Координационного совета направлены в: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, членам Координационного совета.

На Координационном совете по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Ассоциации «Юг», состоявшемся 17.11.2015 г., рассматривались вопросы:
- Организационный вопрос – утверждение Председателя Координационного совета.
- Основные направления поддержки предприятий производящих импортозамещающую продукцию, а также снижение цен и стабилизация ситуации на рынке промстройиндустрии.
- Проблемы привлечения средств федерального бюджета по программе «Чистая вода».
- О приведении в субъектах Российской Федерации, расположенных в пределах Южного федерального округа, нормативных актов в соответствие с исчерпывающим перечнем процедур в сфере жилищного строительства.
- Внедрение и реализация новой системы капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах.
- Реализация программы «Жилье для российской семьи» на территории Волгоградской области.
- Успешный опыт государственного-частного партнерства в сфере ЖКХ.
Рассмотренные материалы и решения Координационного совета направлены в: Правительство Российской Федерации, Государственную Думу Российской Федерации, Министерство экономического развития, Минстрой России, членам Координационного совета.

На Координационном совете по молодежной политике Ассоциации «Юг» рассматривались вопросы:
- О III Форуме молодежи Юга России под патронажем полномочного представителя Президента РФ в Южном федеральном округе на территории Астраханской области. Опыт, проблемы, перспективы.
- Участие молодежных общественных объединений в мероприятиях, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
- Профилактика негативных явлений в молодежной среде.
- О принятии на региональном уровне Концепции развития добровольческого движения.
Материалы заседания Координационного совета направлены в исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации.

Реализация решений, принятых на заседаниях координационных советов Ассоциации:
По принятым ранее решениям на заседание Координационного совета по курортам и туризму Ассоциации «Юг», состоявшемся 10 июня 2015 г., были получены ответы из:
- Федерального агентства по туризму (РОСТУРИЗМ): материалы и решения Совета приняты к усмотрению и предложения будут учтены в дальнейшей работе, в том числе при подготовке и направлении в Минкультуры России предложений по совершенствованию законодательства в сфере туризма.
- Министерство культуры Российской Федерации: материалы и решения Совета приняты к усмотрению, вопросы включены в проект федерального закона № 677890-6, который будет рассмотрен во втором чтении в осеннюю сессию 2015 года.
- Комитет Государственной Думы по природным ресурсам: обращение учтено в работе Комитета, предложения будут учитываться при рассмотрении законодательных инициатив, направленных на совершенствование природоохранного законодательства.
- Комитет Государственной Думы по экономической политике: материалы и решения Совета приняты к усмотрению и предложения будут учтены в дальнейшей работе.
По принятому ранее решению, согласно протокола заседания Координационного совета по курортам и туризму Ассоциации «Юг» от 10 июня 2015 года в порядке подготовки проекта Концепции создания единого межрегионального туристического кластера Южного федерального округа были получены детально заполненные инвестиционные проекты руководителей исполнительных органов власти в сфере туризма, членов Координационного совета и был сформирован состав Рабочей группы по разработке Концепции создания единого межрегионального туристского кластера Южного федерального округа.
Был сделан анализ ситуации, сложившийся в туристическом комплексе Южного федерального округа и подготовлены следующие материалы:
- Развитие туристско-рекреационного комплекса Южного федерального округа: состояние, проблемы, приоритет, механизмы.
- Инвестиционные проекты регионов Южного федерального округа.

Сотрудники Исполнительного комитета Ассоциации приняли участие в подготовке и проведении 25 федеральных и региональных мероприятиях (совещании, конференции, форумы, выставки), в т.ч.:
- XVIII Агропромышленном форуме Юга России «Интерагромаш» (г.Ростов-на-Дону, 03.03.2015 г.);
- форуме «Дни инноваций в Астраханской области 2015 года;
- специализированной выставке «Электро-2015. Электротехника и энергетика (г.Ростов-на-Дону, 18-20.02.2015 г.);
- строительно-архитектурном форуме «СТИМэкспо: Строительство, Архитектура, инженерные решения. ДорТехСтрой» г.Ростов-на-Дону, 11-14.03.2015 г.);
- Международной конференции «Актуальные вопросы обеспечения пожарной безопасности при проектировании и строительстве объектов» в рамках выставки «СТИМэкспо» (г.Ростов-на-Дону, 11.03.2015 г.);
- Московской международной выставке «Путешествия и туризм» (г.Москва, ЦВК «Экспоцентр»);
- научно-практической конференции по продвижению эффективных технологий в машиностроении (г.Ростов-на-Дону, ДГТУ, 24.03.2015 г.);
- государственной поддержке Российских экспортоориетированных предприятий на зарубежных рынках (г.Ростов-на-Дону, 26.03.2015 г.);
- конференции «Инновационное развитие и развитие инноваций» (г.Ростов-на-Дону, ДГТУ, 17.04.2015 г.);
- мероприятии «Реконструкция эпизода Афганской войны») Ростовская область, с.Кадановское, 27-28.06.2015 г.);
- Международном фестивале туризма и отдыха «Мир без границ» (г.Ростов-на-Дону, 04.04.2015 г.);
- 9-м Международном форуме по управлению отходами, природоохранными технологиями и возобновляемой энергетике ВэйстТэк (г.Москва, МВЦ «Крокус Экспо», 26-28.05.2015 г.);
- совместном заседании Общественных советов при Министерстве экономического развития Ростовской области и УФНС по Ростовской области (г.Ростов-на-Дону, 20.01.2015 г.);
- торжественном вручении старших казачьих чинов выпускникам военного института ЮРГПУ (НПИ), казакам 1 взвода казачьей сотни станичного казачьего общества «Платовское» (Крытый двор, г.Новочеркасск, 26.06.2015 г.);
- рабочей встрече Губернатора Ростовской области В.Ю.Голубева с составами общественных советов, созданных при исполнительной власти Ростовской области и муниципальных образованиях (Конгресс-холл ДГТУ, г.Ростов-на-Дону, 30.06.2015 г.).
- мероприятиях в честь дня Победы по возложению венков и цветов у Вечного огня в г.Ростове-на-Дону и памятнику прорыва Миус-фронта и освободителям г.Таганрога;
- областном и городском торжествах в честь дня Победы;
- шествии «Бессмертный полк»;
- конференции-инвестсессия, проблемы и перспективы инновационного развития региона (г.Ростов-на-Дону, 17.12.2015 г.).
- Совете по координационной безопасности и информатизации при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе (г.Ростов-на-Дону, 10.12.2015 г.).

Информация о проводимых мероприятиях Ассоциацией отражаются в информационном обозрении «Южно-Российский вестник» и на сайте Ассоциации http://askregion.ru .